Политика в области интеллектуальной собственности: ИНТИ.Новости


Обновление зарегистрированных научных работ

Политика в области интеллектуальной собственности

для университетов и научно-исследовательских организаций


       В 2018 году Министерством науки и высшего образования Российской Федерации была разработана и утверждена Политика в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций (далее – Политика).
       Почему так громко - Политика, а не план, мероприятия или основная деятельность?
       При выполнении своей миссии, направленной на выполнение социальных обязательств по развитию науки и распространению знаний на благо всего общества, в университетах (далее – ВУЗах) и научно-исследовательских институтах (далее - НИИ) отсутствует четкое сформулированное понимание значения интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества высокого ранга. Молодые учёные и их более опытные коллеги не прорабатывают вопросы выбора правильной формы правовой охраны и дальнейшей коммерциализации создаваемых ими инновационных разработок или получаемых результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД).
       ВУЗы и НИИ определяют тематику своих исследований и разработок в логике «традиций научных школ» и на основе рекомендаций научных фондов, которые предоставляют гранты на исследования. Свои приоритеты в области образования ВУЗы формируют, учитывая запросы населения на те или иные специальности и направления подготовки. Образовательные приоритеты и содержание образовательных программ слабо увязаны с потребностями будущих работодателей. Бизнес-компании в основном адресуют заказы на исследования и разработки, подготовку кадров и повышение квалификации собственным подразделениям – промышленным лабораториям, исследовательским и инжиниринговым центрам, корпоративным университетам. При этом сохраняется «хроническое» недофинансирование научной и инновационной деятельности со стороны органов власти и бизнеса.
       На сегодняшний день ВУЗы начали менять свое отношение к интеллектуальной собственности, рассматривать ее как стратегический, коммерческий ресурс с целью получения дополнительных реальных экономических и финансовых источников. Это перерождение понимания роли университетов радует и говорит о том, что ВУЗы превращаются в центры инновационной экосистемы.
       В данный переходный период интеграции Донецкой Народной Республики в правовое поле Российской Федерации региональным ВУЗам можно и дальше продолжать добросовестно выполнять свою обучающуюся миссию, производить статистику РИД, выполняя свою деятельность за счет государственного бюджета, системы платного обучения или полученных грантов.
       Но есть и другой путь, другая теория – «тройная спираль» инновационной экосистемы H. Etzkowitz - L Leydesdorff, в соответствии с которой необходимо формировать новые, особые типы взаимодействий бизнеса, науки и власти для реализации процесса «открытых инноваций» [1].
       Также в исследовании D. Doloreux демонстрируется, что в большинстве случаев для формирования продуктивной региональной инновационной экосистемы у крупных компаний недостаточно средств и мотиваций. Поэтому на сегодняшний день, в переходный период нашему региону необходимо, чтобы университеты и бизнес - структуры дополняли друг друга на основе интенсивных (в первую очередь – сетевых) взаимодействий [2].
       Именно на создание региональной инновационной экосистемы (далее - ИЭС) по большому счету и нацелена разработанная и утвержденная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации Политика в области интеллектуальной собственности для ВУЗов и научно-исследовательских организаций.
       Система управления интеллектуальной собственностью – ядро инновационной экосистемы. ИЭС нацелена на коммерциализацию инноваций, создает некую среду, все участники которой связаны между собой для достижения общей цели – коммерциализации. Экосистема не заменяет существующие образовательные форматы, а дополняет образовательную систему за счет новых методик и инструментов, создавая многомерное пространство обучения с уникальными возможностями для персонального и коллективного образования.
       Что является главным достижением в США в XX веке? Полет на Луну? Создание компьютера? По мнению американских экспертов, главным достижением страны в XX веке является создание национальной инновационной системы, которая превращает идеи в товар.
       Основа существования интеллектуальной экосистемы региона – это взаимодействие и сотрудничество ВУЗов, НИИ, бизнес - компаний и органов власти. Ее ключевые компоненты:
       1) оформление и предъявление заказа со стороны бизнеса и органов власти на исследования, разработки, инжиниринговые и консалтинговые услуги, экспертизу, подготовку и переподготовку кадров;
       2) деятельность ВУЗов и научных организаций, направленная на выполнение данного заказа;
       3) выполнение ВУЗами и НИИ исследований и разработок, которые опережают текущие запросы бизнес - компаний;
       4) продвижение результатов научных исследований и технологических разработок на внешние рынки, формирование спроса компаний на такие разработки для региональных рынков;
       5) разработка стратегий и программ развития региона с участием власти, бизнес - компаний, ВУЗов, научных институтов, проведение отраслевых и общественных экспертиз;
       6) формирование общего образовательного пространства для студентов университетов и учащихся колледжей для реализации их индивидуального образования с использованием offline и online технологий и др.;
       7) создание системы общего пользования лабораторным оборудованием и приборами, базами знаний и образовательных курсов, экспертной поддержкой ведущих специалистов из различных организаций и др.;
       8) формирование инфраструктуры поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности в регионе (центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), технопарков, бизнес - инкубаторов, фондов поддержки научных исследований, венчурных фондов и др.) [3].
       Политика в области интеллектуальной собственности для ВУЗов и научно-исследовательских организаций, разработана и утверждена Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Департаментом стран с переходной и развитой экономикой Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) и представляет собой адаптированный вариант разработанного ВОИС Типового положения. В открытом доступе в Базе данных ВОИС представлено 738 организаций с их локальными нормативно-правовыми актами в сфере интеллектуальной собственности из 88 стран, в их числе и 100 российских ВУЗов [4] При разработке нормативных документов каждый может зайти на сайт ВОИС и посмотреть, как другие ВУЗы реализуют свою Политику.
       Зачем нужна ВУЗам Политика?
       1. Повышает культуру обращения с ИС;
       2. Обеспечивает правовую определенность в вопросах коммерческого использования РИД;
       3. Разрешает конфликты интересов между ВУЗом, авторами (разработчиками) и третьими лицами;
       4. Создает условия для поддержки и поощрения инноваций;
       5. Содействует увеличению объемов финансирования науки;
       6. Улучшает взаимодействие между ВУЗами, НИИ, промышленностью, бизнесом и администрацией региона;
       7. Помогает созданию инновационной экосистемы.
       Представленный Министерством науки и высшего образования документ призван выступить ориентиром в формировании Политики университетов и научно-исследовательских организаций в области интеллектуальной собственности, раскрыть подходы к организации работы с ней, дать наглядное представление о ключевых элементах и этапах разработки Политики ВУЗа и научно-исследовательской организации.
       С целью устранения неопределенности в распределении прав между ВУЗом (непосредственным создателем таких результатов) и подрядчиками (исполнителями) необходимо выбрать модель закрепления прав на РИД, создаваемые в организации, определить кому принадлежат исключительные права на РИД: работнику - автору (обучающемуся) или организации и закрепить эти права в локальных нормативных актах и договорах с работниками и обучающимися.
       Повышение конкурентоспособности ВУЗов и НИИ на рынке интеллектуальной собственности невозможно без заинтересованности работников и обучающихся в создании передовых, востребованных обществом и экономикой результатов. Творческая энергия, знания и опыт сотрудников и обучающихся, коммуникационная среда их взаимодействия являются источником экономических ценностей. Формирование системы стимулов в сфере создания РИД - ключевая часть Политики. Стимулы могут включать вознаграждение, меры нематериального поощрения авторов, а также «смешанные» модели. При этом материальные стимулы, очевидно, имеют преимущественное значение [5].
       Все эти и другие ключевые моменты подробно представлены в Политике и каждый ВУЗ или НИИ должен самостоятельно разработать собственный подход с учетом запросов всех заинтересованных сторон.
       Утвержденной Политикой Правительство России в очередной раз «мягко» показывает направление. Президент В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года, затрагивая эту тему говорит: «С учетом масштабных задач, стоящих перед страной, мы должны серьезно обновить подходы к системе подготовки кадров, к научно-технологической политике. На недавнем Совете по науке и образованию мы говорили о необходимости четко расставить приоритеты, сконцентрировать ресурсы на получении конкретных, принципиально значимых научных результатов, прежде всего в тех сферах, где у нас есть хорошие заделы и которые имеют критическое значение для жизни страны» [6].
       В Донецкой Народной Республике в связи с военными событиями произошел отток квалифицированных кадров, финансового и интеллектуального капитала, что значительно сократило развитие производства и инновационную деятельность региона. Переломить эту тенденцию в сложный период интеграции в правовое поле Российской Федерации возможно при активном участии региональных университетов и НИИ. Организациям предлагается взять на себя роль центров инновационной экосистемы, в том числе функции формирования новых, особых типов взаимодействия бизнеса, науки и власти, так как именно в них формируется пласт разработчиков инновационных решений - исследователей, инженеров и будущих технологических и социальных предпринимателей, более того, там же закладывается общество будущих «квалифицированных потребителей». Все это позволит создавать новые, стабильные источники дохода, независящие от бюджетного финансирования. И одним из этапов на этом пути является разработка и утверждение Политики в области интеллектуальной собственности в университетах и научно-исследовательских организациях Донбасса.

          Подготовил
          ведущий инженер
          по патентной и изобретательской работе
          отдела объектов интеллектуальной собственности ГУ «ИНТИ»
          Погребицкий С.В.


       Список литературы:
       [1] Etzkowitz H., Leydesdorff L. // The future location of research and technology transfer. JournalofTechnologyTransfer, 1999, Summer;
       [2] Doloreux D. What We Should Know about Regional Systems of Innovation. Technology in Society, 2002, vol. 24, no. 3, pp. 243–263. DOI: 10.1016/S0160-791X(02)00007-6;
       [3] Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты: аналит. докл. / под ред. В. С. Ефимова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. Стр.33-36;
       [4] [электронный ресурс], режим доступа: https://www.wipo.int/technology-transfer/ru/database-ip-policies-universities-research-institutions.html;
       [5] Политика в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [электронный ресурс], режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2018/10/Politika_v_oblasti_IS_s_VOIS.pdf, п.43;
       [6] Ежегодное послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства от 21.02.2023 года, стр.19.